Ближе к концу 2025-ого года рынок такси России может столкнуться с очередным серьезным кризисом из-за возможного запрета на использование автомобилей с низкой долей локализации. Это решение может существенно повлиять на доступность и стоимость пассажирских перевозок. Подробности ниже.
Текущая ситуация на рынке
На сегодняшний день большинство автомобилей в таксопарках – это иномарки с различной степенью локализации. Значительную часть автомобильных марок, которые используются в такси, включают автомобили: Hyundai Solaris и Sonata; KIA Rio, Optima и K5; Renault Logan; Volkswagen Polo; Skoda Rapid и Octavia. Когда-то эти марки имели собственное производство в России, но как мы все знаем, в начале 2022-ого года они покинули Российский рынок и продали свои производственные мощности. Некоторые бренды оставили за собой опцион на обратный выкуп, другие же ушли без опциона. Но в любом случае, даже если ушедшие бренды с обратным опционом и решат вернуться в РФ, будет это явно не в этом и скорее всего не в следующем году, а в лучшем случае в 2027-ом.
Иностранные производители с высокой степенью локализации
Всем известно, что отечественный рынок захватили китайские автопроизводители. Касается это и частного сектора, и сектора бизнеса, в том числе и автомобилей такси. Китайских марок на нашем рынке представлено великое множество, но не все они имеют высокую степень локализации производства, либо не имеют ее вообще. Ниже представлены китайские марки с высокой степенью локализации производства в РФ:
1. Haval (Тульская область)
Степень локализации: 85%
Основные модели: Jolion, F7, Dargo
2. Chery (Тульская область)
Степень локализации: 75%
Основные модели: Arrizo 8, Tiggo 4 Pro, Tiggo 7 Pro
3. Geely (Белгородская область)
Степень локализации: 70%
Основные модели: Coolray, Atlas Pro
4. JAC (Пензенская область)
Степень локализации: 65%
Основные модели: JS4, J7
Потенциальные последствия запрета
Введение запрета на автомобили с низкой долей локализации может привести к масштабным изменениям на рынке. Ожидается значительное сокращение автопарка, что потребует срочной замены 40-50% автомобилей. Это неизбежно приведет к увеличению времени ожидания такси и снижению доступности услуг в пиковые часы и удаленных районах. Экономические последствия также будут существенными. Эксперты прогнозируют рост стоимости услуг на 20-30%, а в некоторых городах и на 40-50%, что обусловлено увеличением расходов на обслуживание новых автомобилей и страхование. Это может существенно повлиять на платежеспособность населения и снизить спрос на услуги такси.
Влияние на водителей тоже будет негативным – возможно сокращение числа рабочих мест из-за уменьшения количества доступных автомобилей
Кроме того, существует риск развития нелегального сектора рынка. Не все таксопарки смогут оперативно обновить автопарк чтобы предлагать в аренду для работы в такси авто с высокой степенью локализации, что может спровоцировать рост числа нелегальных перевозчиков, использующих автомобили, не соответствующие требованиям безопасности. Это создает дополнительные риски для пассажиров и усложняет контроль качества услуг.
Перспективы развития отрасли
В долгосрочной перспективе рынок такси может претерпеть существенные изменения. Ожидается рост доли отечественных производителей, включая автомобили LADA, а также развитие новых моделей с улучшенными характеристиками. Каршеринговые сервисы могут стать более популярными, интегрируясь с общественным транспортом и создавая новые бизнес-модели.
Развитие технологий также может сыграть важную роль. Появление беспилотного транспорта, новых систем оплаты и улучшение качества обслуживания могут изменить саму природу услуг такси. Это потребует значительных инвестиций, но может привести к повышению эффективности отрасли в целом.
Запрет автомобилей с низкой долей локализации – это сложный и многогранный вопрос, требующий тщательного подхода, которым, к большому сожалению, наши чиновники зачастую пренебрегают, предпочитая рубить с плеча. Необходимо найти баланс между поддержкой отечественного автопрома и сохранением стабильности в сфере пассажирских перевозок. Только комплексный подход к решению проблемы, учитывающий интересы всех участников рынка, позволит минимизировать негативные последствия и обеспечить устойчивое развитие отрасли такси в России.