В последние 1.5 года в России наблюдается серьезный дефицит водителей такси. Это влияет на предложение услуги такси от агрегаторов, при этом спрос на такси остался на прежнем уровне и даже немного вырос по сравнению с 2022-м годом. Если раньше заказанная машина приезжала через 2-3 минуты, то сейчас все чаще случается, когда клиенты вынуждены ждать подачу автомобиля 10 минут и более. Тому есть несколько причин.
Отток мигрантов
По данным самого популярного агрегатора такси, а также правительственного аналитического центра в декабре 2023-его года дефицит водителей такси составлял от 75-и до 80-и тысяч человек. Особенно сильно дефицит виден в крупных городах и городах-миллионниках, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где дефицит достигает 45%.
Ни для кого не секрет, что в большинстве своем водителями такси являются граждане из Средней Азии, в частности из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. В виду разницы внутренних цен между Россией указанных стран их гражданам было выгодно работать в России в соотношении зарплат. Немаловажным фактором является то, что получить разрешение на проживание и работу в России не трудно. Заработанные деньги водители пересылают своим семьям, которые проживают на территории указанных государств. Так почему же сейчас это стало невыгодным?
Дело в том, что в 2022 году Центробанк РФ существенно понизил курс доллара и евро по соотношению к рублю. А в 2023 году рубль снова обвалился и барахтался на отметке выше 90 рублей за один доллар. Соотношение стало уже не таким привлекательным, и часть мигрантов вернулась на родину.
Смена сферы
В то же время есть другая сфера, где основными работниками также являются мигранты – это сфера курьерской доставки еды из магазинов и ресторанов. Почему же мигранты ушли в эту сферу, ведь работа курьером намного труднее, особенно зимой? Ведь приходится не сидеть в теплом автомобиле, разъезжая по городу с любимой музычкой, а носиться по городу на велосипеде или самокате, с большой термосумкой наперевес, и под палящим солнцем и в лютый мороз и метель. Все дело в том, что доставщики могут получать в 2, а иногда даже и в 3 раза больше чем таксисты. А поскольку мигранты приехали сюда на заработки, эта работа для них намного более выгодна. Да и чаевых курьерам зачастую оставляют в 2-3 раза больше, чем таксистам. Кстати, аналогичная проблема наблюдается в сфере ЖКХ и строительства дорог – мигранты из Средней Азии и тут составляли подавляющее большинство работников, если мы говорим о дворниках и автодорожниках – они тоже подались в курьерскую доставку.
Мобилизация
В сентябре 2022-ого года Владимир Путин объявил частичную мобилизацию в России. Данное мероприятие посеяло панику среди многих мужчин призывных категорий и привело их временному отъезду из страны. Это были люди, занятые в разных сферах. Но тут есть один нюанс – в народе бытует мнение, что москвичей решили особо не трогать, опасаясь массовых беспорядков и их следствия. Не секрет, что любая крупная заварушка начинается со столицы или крупнейшего города. В обоснование этой теории выступает то, что один из чиновников сетовал на плохие темпы мобилизации в Москве, а уже через 3 дня Москва первая завершила мобилизационные мероприятия. И у людей сложилось мнение, что за Москву решили набрать народ из регионов. Поэтому многие мужчины из крупных региональных городов, тоже прибегли к временной миграции на период мобилизации, а это сотни или тысячи потенциальных водителей на каждый крупный город, в том числе и Красноярск.
Но это проблема, опять таки, коснулась и мигрантов. Точнее ту категорию, которая получила гражданство России. В 2023 году было множество полицейских облав на кварталы и точки, где обитали мигранты. Почти всех отвозили в военкомат для постановки на учет, мотивировав это тем, что если они являются гражданами России, то теперь должны отдать военный долг государству.
Возросшие расходы
В 2022 году чудовищно выросли расходы и таксопарков, и водителей такси, которые работают на собственном авто. Огромный рост цен на автомобили и запчасти к ним, дефицит автомобилей на рынке сильно бьет по карману в сфере такси. Многие таксисты не могут позволить себе обновить рабочий автомобиль на новый, а те, кто только задумывался пойти работать водителем такси на собственном авто или проработал небольшой промежуток времени решили не гробить собственный авто и пошли работать в другую сферу. В этой ситуации есть выход – работать не на собственном автомобиле, а арендовать авто для работы в такси. Данную услугу предоставляет и наша компания.
Расходы выросли и на фоне введения новых требований к такси. Например, таксистам теперь требуется оформлять дополнительную страховую ответственность, которая выплачивается пассажирам в случае ДТП. И это с учетом того, что в очередной раз выросла стоимость страховых полисов ОСАГО и КАСКО.
Описанные причины внесли весомый вклад в дефицитпредложения услуги такси. Но мы хотим верить что ситуация не критическая и вскоре стабилизируется.