Мы, наверное, уже давно привыкли к тому, что в последние пару лет цены на все категории товаров и услуг неуклонно растут. Это утверждение верно и для стоимости автомобилей и стоимости услуг такси. И вот, осенью 2024-ого года ожидается новый скачок цен на услуги такси, который будет связан с сокращением количества водителей такси, в том числе и тех, кто арендует автомобиль для работы в такси. Разберемся, почему так произойдет.
Новая страховка – причина роста цен
С 1-ого сентября вступает в силу новое правило для таксистов: они обязаны приобрести страховку, которая покрывает ответственность перед пассажирами. Эта страховка называется ОСГОП. Такая страховка уже более 10-и лет является обязательной для автобусных и иных перевозчиков.
ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика) — это полис, который покрывает расходы на возмещение ущерба имуществу, жизни и здоровью пассажиров. Такой вид страхования устанавливает единые правила и порядок получения компенсаций. Обязанность иметь такой полис регулируется законом № 278-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Но просто оформить ее недостаточно. Чтобы получить страховку, водителям нужно соответствовать ряду строгих требований, а если работать без полиса, то можно получить штраф. Должностные лица заплатят от 40 000 до 50 000 рублей, а юридические — от 500 000 до 1 000 000 рублей
На данный момент разрешение на получение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) получили только 21 тысяча самозанятых водителей, что составляет 1,5%. Ещё 600 тысяч работников таксопарков оформили такое разрешение, что составляет 60%. Большинство из них находятся в Москве. В итоге, по всей стране разрешение на данный момент есть только у 25% водителей, как сообщают «Известия».
Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», который представляет интересы крупных таксопарков и индивидуальных водителей, обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой перенести срок вступления в силу нового правила. Игорь Моржаретто, член общественного совета при Министерстве транспорта РФ и автоэксперт, подчеркнул, что уже сейчас водители недовольны тем, что их доходы не растут из-за постоянного ужесточения требований, а пассажиры жалуются на высокие цены на поездки.
По результатам опроса, проведенного ассоциацией, 72% индивидуальных таксистов, которых в стране более миллиона человек, готовы уйти в нелегалы, если власти будут требовать покупки дополнительных ОСАГО и ОСГОП. При этом 90% водителей в стране являются индивидуальными предпринимателями, для которых эта деятельность является подработкой, и они не готовы нести дополнительные затраты.
Возможные последствия
Валерий Корнеев предупредил, что ситуация для правоохранительных органов значительно ухудшится. Сейчас через приложения агрегаторов такси можно отследить, кто, кого, когда и куда вез, что позволяет проводить розыск в случае необходимости. Однако у нелегальных таксистов, которые получают заказы через мессенджеры и часто оказываются зависимыми от криминала, такой информации получить невозможно. Из-за этого с 1 сентября количество легальных водителей такси может резко сократиться, что существенно повлияет на ценообразование. Также уменьшится количество таксистов на линии, поэтому ждать машину придется дольше.
Но в пресс-службе «Яндекс GO» сообщили, что проблемы не начнутся сразу после наступления осени – «С 1 сентября у водителей будет 60 дней, чтобы приобрести полис ОСГОП и сообщить об этом государственным органам. Поэтому мы не ожидаем резкого оттока водителей. Насколько нам известно, страховые компании ещё не начали продавать полисы ОСГОП для такси. По нашей информации, они начнут предлагать их с 1 сентября», — пояснили в компании. Там также добавили, что агрегатор возьмет на себя все риски, пока страховка не будет оформлена. Как это будет на практике – покажет время.