Уже завтра, 1 октября 2024 года, в России вступит в силу очередное повышение утилизационного сбора на автомобили. Этот сбор является обязательным платежом, который взимается с производителей и импортеров транспортных средств при ввозе автомобилей в нашу страну. В данной статье мы рассмотрим его влияние на рынок автомобилей и возможные последствия для потребителей и экономики страны в целом.
Новые ставки утильсбора
Увеличение утильсбора проходит в нашей стране уже не в первый раз. Но в отличие от предыдущих, разовых повышений, на этот раз правительство страны приняло решение о введении прогрессивной шкалы индексации утилизационного сбора. Она коснется легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и специальной техники.
Новые тарифы начнут действовать с 1 октября и будут ежегодно увеличиваться в течение шести лет. Первое повышение будет наиболее значительным — сбор увеличится на 80%. Это приведет к изменению цен на новые автомобили и подержанные транспортные средства. Повышение ставок утилизационного сбора затронет не только автомобили иностранного производства, но и те, которые производятся в России. Это означает, что цены на отечественные автомобили от АвтоВАЗ также вырастут, но не так сильно, как на иномарки, благодаря компенсации утильсбора отечественным и высоколокализованным производителям от государства. Для дорожной и строительной техники предусмотрены отдельные условия. Индексация для них вступит в силу через несколько лет. Ниже приводим таблицу с новыми ставками.
Последствия нового утильсбора
В постановлении правительства утверждается, что повышение утилизационного сбора не коснется физических лиц, которые ввозят автомобили с двигателями объемом до трех литров для личного использования. Для таких машин ставка останется прежней — 3400 рублей для новых автомобилей и 5200 рублей для автомобилей старше трех лет. Эти правила будут действовать до 2030 года. На самом же деле, утверждение об отсутствии повышения стоимости утильсбора не совсем верно. Ведь очень немногие покупатели авто самостоятельно занимаются привозом машин для себя – большинство покупателей приобретают новые авто у дилеров, либо приобретают автомобили с пробегом.
В первом случае может предлагаться выход, когда дилер завозит автомобиль под конкретного покупателя и оформляет авто при ввозе растаможке не в свою собственность, а на документы покупателя. Но «рынок» - вещь упрямая. Такие посреднические услуги непременно повлияют на стоимость автомобиля в сторону ее повышения. К тому же может сложиться ситуация, когда человек не сможет просто придти в автосалон и подобрать и купить автомобиль из наличия, а не ждать доставку несколько недель. В таком случае дилерам практически не будет смысла держать автосалоны, нести расходы на аренду, обслуживание и оплату сотрудников.
Касаемо авто с пробегом, тут «рынок» также сыграет роль, ведь очередное усложнение процедуры ввоза новых авто и сопутствующее повышение цен на них непременно скажется и на стоимости подержанных машин. Мы уже неоднократно наблюдали ситуацию, когда после очередного закона, постановления или ограничения, подержанные машины с пробегом в несколько десятков, а то и более 100 тыс., километров пробега, продаются по ценам выше, чем их покупали новыми несколько лет назад – весьма сюрреалистичная ситуация, но это современные реалии российского авторынка.
Более того, дилеры, готовясь к очередному повышению утильсбора, некоторое время назад уже повысили цены. А с октября цены на новые и подержанные автомобили могут подняться еще на несколько сотен тысяч рублей. Результатом всей этой инициативы, если вдруг не произойдет обратных изменений, может стать то, что к 2030-му году автомобили подорожают в два раза, что сделает покупку собственного автомобиля для большинства людей невозможной, либо, как минимум, абсолютно нецелесообразной. Согласитесь, покупать авто, который всего 2-3 года назад стоил чуть больше миллиона, за 4-5 миллионов в 2030-м году – это абсурд.
Ну и традиционно, стоимость автомобилей отразится на стоимости практически всех товаров, и услуг, которые завязаны на транспорте. В том числе на стоимости услуг такси, ведь расходы таксопарков на покупку автомобилей, которые они предлагают в аренду для работы в такси, существенно вырастут. Повышение цен затронет и услуги по посуточной аренде автомобиля.
Подводя итог – впереди нас ждут не особо светлые перспективы. Инициативы отдельных руководителей отечественных производителей авто и решения правительства страны может практически убить частный автомобильный сектор. Остается лишь надеяться, что развитие ситуации в перспективе нескольких лет поменяет свой вектор.