После февраля 2022-ого года, когда практически все автопроизводители ушли с отечественного авторынка, Россия оказалась под угрозой катастрофы в сфере транспорта. Данная проблема касалась и бизнеса, и покупателей, как косвенно, так и прямо. Тем не менее, выход был быстро найден. Этим выходом стал параллельный импорт.
История параллельного импорта в 2022-2023
Что именно представляет собой параллельный импорт? Это импорт в страну товаров тех брендов и компаний, которые официально не представлены на российском рынке, или импорт без разрешения правообладателя. Такие действия позволили продолжать поступать автомобилям на отечественный рынок, а у российских потребителей снова появилась возможность покупать новые автомобили. Автомобили поставлялись из стран Европы, Южной Кореи, Китая и стран Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Однако, с введением все новых и новых санкций европейскими государствами становилось все труднее ввозить автомобили в Россию, и основными государствами, из которых в Россию ввозились автомобили стали Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан.
Параллельным импортом автомобилей занимались как переквалифицировавшиеся на другие бренды автосалоны, так и более скромные компании и частные лица, так называемые автоподборщики и перекупы. Разница в приобретении автомобиля в автосалоне и у перекупов была в цене. На тот момент уже пару лет, с начала пандемии коронавируса в 2020-ом году, как авторынок в России кардинально изменился. Если до пандемии автосалоны продавали машины по рекомендованным розничным ценам (РРЦ) и даже делали скидки клиентам и давали подарки, то с началом пандемии ситуация развернулась. Спрос на автомобили был высок и автосалоны стали взвинчивать цены, и более того, отказывались продавать автомобили без «допов», навязывали автокредиты и страховки и прочее.
Перекупы же возили автомобили по заказу клиентов и не навязывали никаких дополнительных услуг и оборудования, из-за чего цена на авто между перекупом и салоном могла составлять более миллиона рублей, что, согласитесь, очень внушительная сумма. И не удивительно, что покупатели все больше и больше отдавали предпочтение перекупам.
Конкуренция
В то же время власти России, осознавая проблему и возможное ухудшение ситуации, риск остаться без новых автомобилей, решили заняться отечественным автопромом и пошли одновременно двумя путями – сотрудничество с китайскими автопроизводителями и выпуском китайских машин на существующих и возрожденных предприятиях под отечественным брендом, например на заводе «Москвич». Второй путь – субсидии в отечественных производителей, в частности АвтоВАЗ, УАЗ и прочих. Но не все пошло так гладко. Новый «Москвич 3», который по своей сути является китайским JAC, стоил намного дороже, чем тот же автомобиль под оригинальным брендом, поэтому успеха не снискал. ВАЗ также очень сильно поднял цены на свои авто, и на февраль 2024-ого года одна из самых популярных моделей Lada Vesta стоит более 2.3 миллионов рублей. Российский покупатель не понял маневров АвтоВАЗа и не особо желал покупать отечественный авто, «китайцы» были привлекательней по всем параметрам и не намного дороже.
И тут руководство АвтоВАЗа пролоббировало повышение утилизационного сбора для юридических лиц, то есть поставщики и автосалоны платят повышенный утилизационный сбор, и, разумеется, эти расходы ложатся на плечи конечного покупателя. Повышение утильсбора привело к очередному серьезному росту цен на авто. Какой же прок от этого АвтоВАЗу? Все очень просто – доходы от повышенного утильсбора идут на государственное субсидирование предприятия, а производитель может получить дополнительных клиентов, которые уже не могут себе позволить иномарку по таким ценам. Популярность выбора покупки иномарки в автосалоне у населения уменьшилась, а перекупов наоборот – возросла, а продукция АвтоВАЗа так и осталась не особо привлекательной. Для сравнения, цена на очень популярный автомобиль Geely Monjaro в автосалоне и у перекупов отличается больше чем на миллион рублей.
Очередное повышение цен
Несколько недель назад, на момент написания статьи (конец февраля 2024-ого) стала известна новая информация – государство намерено сравнить таможенные пошлины на ввоз автомобилей из стран ЕАЭС с пошлинами из других стран. Для ясности проясним, как работала система ввоза машин перекупами. Китайский автомобиль таможился в одной из стран ЕАЭС, например, в Киргизстане, и ввозился в Россию без таможенного сбора. Пошлина в Киргизстане составляет примерно 50% от российской, поэтому автомобили было возить куда выгодней. С 1-апреля необходимо будет доплачивать разницу таможенной пошлины между странами ЕАЭС и Россией. Таким образом, частникам и автоброкерам возить автомобили будет не выгодно, а конечная стоимость автомобилей снова увеличится. По сути, у автодилеров снова не останется конкуренции, а как мы знаем, дилеры очень любят поднимать цены. Поэтому тех, кто хочет приобрести новый автомобиль, не ждет ничего хорошего.
Единственный вариант немного сэкономить конечному покупателю, это самостоятельно приобретать автомобиль в Китае, самостоятельно заниматься таможней и доставкой и сэкономить на утильсборе несколько сотен тысяч рублей. Но стоят ли все эти процедуры такой выгоды, вопрос спорный.