Как мы все знаем, 24-ого февраля 2022-ого года началась спецоперация Российской Федерации в Украине. В данной статье мы не будем затрагивать ее причины, специфические составляющие и политические последствия, но затронем некоторые экономические. Безусловно, эти экономические последствия носят беспрецедентный характер для нашей страны – буквально за месяц, на момент написания материала, в России прекратили или приостановили свою деятельность сотни иностранных компаний, в том числе и те, которые прямо или косвенно касаются направления деятельности нашей компании. Мы решили попытаться спрогнозировать последствия этих событий, основываясь на предыдущем для нашей страны опыте.
Автомобильная отрасль
Санкции, которые ввели многие государства против России, серьезно ударили по российскому автомобильному рынку. Давление на зарубежные компании их правительствами, нарушение логистических цепочек, отключение России от сервиса международных платежей и нестабильный курс доллара и евро привели к тому, что большинство зарубежных автоконцернов были вынуждены прекратить или приостановить производство или поставку автомобилей в нашу страну. Следствием этого стало серьезное подорожание новых автомобилей на 30-40% всего за несколько дней. Стоимость запчастей и расходников и вовсе увеличилась в несколько раз. Скачок стоимости автомобилей высокого класса еще можно психологически нивелировать, ведь те, кто покупали себе машины по 10 млн. рублей скорее всего могут без особых потерь позволить себе купить тот же авто и за 13-14 млн.
Иная ситуация с автомобилями массового сегмента, которые, в том числе, очень популярны в сфере такси, например VW Polo, Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Kia Rio сейчас трудно найти дешевле 2.5 млн. рублей, да и сами автомобили трудно найти в наличии у дилеров по вышеназванным причинам. К тому же до сих пор ощущаются последствия пандемии коронавируса, которая привела к дефициту электронных компонентов во всем мире. Казалось бы, есть выход – отечественные автомобили. Но проблема в том, что многие компоненты для них также поставляются из-за рубежа, те же системы ABS или составляющие для АКПП. Отсутствие этих элементов привело к остановке производства на заводах АвтоВАЗ и КамАЗ.
Как минимум до прекращения спецоперации санкции продолжат действовать, а сколько она продлится – неизвестно. Даже если это случится в ближайшие недели, то на снятие санкций и восстановления производства потребуется много месяцев. Поэтому, скорее всего, ждать существенного снижения стоимости автомобилей и запчастей в 2022-году не стоит. А это приведет к росту стоимости товаров и услуг практически всех отраслей, в том числе и такси.
Топливный рынок
Многие европейские государства ввели или размышляют о введении санкций в отношение российских энергетических компаний, а также о снижении объема закупок российской нефти и газа. Свою лепту может внести и решение Владимира Путина о том, что оплата за наши энергоносители должна производиться в рублях. Все это может привести к снижению экспорта энергоносителей Россией, а значит большим их объемом для реализации внутри страны. Как это отразится на стоимости газа и бензина в более долгосрочной перспективе - пока неизвестно, это зависит от действий компаний и регулировании цен со стороны государства. Но сейчас мы можем наблюдать, как в нескольких регионах незначительно опустились цены на бензин, а цены на газ для автомобилей упали в 2-3 раза. Разумеется, если стоимость топлива будет расти, то это так же, как и в случае с ростом цен на авто, приведет к увеличению стоимости услуг такси.
Рабочие места
В иностранных компаниях, которые ведут свою деятельность в России, работают миллионы наших сограждан. Пока что большинство этих компаний приостановили свою деятельность, продолжая выплачивать своим сотрудникам две трети заработной платы. Но если ситуация в ближайшее время не разрешиться, то эти компании могут окончательно уйти с российского рынка. Это повлечет за собой полные увольнения сотрудников, которые останутся без работы. Но кушать хочется всем, поэтому им придется экстренно искать новую работу, а сфера такси является одной из первых и самых популярных, наравне с курьерами, куда в таких ситуациях устраиваются на работу люди, в основном мужчины. Таким образом может ожидаться большое увеличение количества водителей такси, на которых, кстати, может просто не хватать автомобилей у таксопарков и сервисов. В этом случае они могут принимать на работу водителем такси не только на арендованных у них автомобилях, но и на собственных автомобилей водителей.
Что касается зарплаты водителей, то этот фактор зависит от количества водителей, конкуренции и прочих специфических для сферы факторов, так и от абсолютного спроса на услуги такси у населения. Очень многие уже отказались от покупки собственного автомобиля в ближайшее время или решили продать уже имеющийся, ведь сильно выросла стоимость обслуживания. И такие граждане потенциально могут стать новыми пользователями услуг такси. Учитывая это, мы предполагаем, что зарплата водителя такси останется на прежнем уровне или несколько увеличится.
Конечно, мы надеемся на лучшее и на, как можно более быструю, стабилизацию всех ситуаций, но как все получится в итоге - покажет только время. Но если Вы хотите работать водителем такси в Красноярске уже сейчас, то мы с радостью приглашаем Вас к себе на работу.