За последние 20 лет технологии развиваются бешеными темпами. Если в то время иметь обычный мобильный телефон было уделом избранных, то сейчас смартфон, который позволяет фотографировать, сидеть в социальных сетях или пользоваться картами, имеется у каждого. Что же касается автомобилей, то они стали намного «навороченней» и также приобрели интеллект. Поспособствовало этому развитие нейросетей.
ИИ в автомобилях
Нейросети - это начальная разновидность искусственного интеллекта, которая уже сейчас способна на многое, например, создавать изображения, музыку, заменять лица в видео и многое другое. Используется он и в автомобилях. В последние годы несколько компаний активно занимаются разработкой, внедрением и тестированием собственных «умных» автомобилей. Среди таких компаний, например, американская Tesla, которой руководит знаменитый Илон Маск, и даже отечественный Яндекс. На что же способен автопилот?
- анализировать дорожную обстановку в реальном времени
- «узнавать» людей, животных и неодушевленные преграды
- распознавать дорожную разметку, сигналы светофора и дорожные знаки
- автоматически управлять автомобилем на дороге, хотя водитель все равно должен быть готов взять управление на себя
Однако важно помнить, что развитие дорожного автопилота пока находится на среднем этапе развития. Дорожный автопилот не способен полностью заменить водителя, и безопасность на дороге зависит от внимательности и готовности человека вмешаться в управление в случае необходимости. Так автопилот далеко не всегда может адекватно оценить обстановку при нестандартных ситуациях и спровоцировать аварийную ситуацию с весьма печальными последствиями. Также автопилот ошибается в распознавании животных и объектов. Но со временем технология ИИ разовьется настолько, что ничем не будет уступать водителю-человеку, а возможно даже и превосходить его.
Как работают беспилотники Яндекса?
Яндекс разрабатывает свои беспилотники с 2017 года. За это время они научились самостоятельно передвигаться, соблюдая правила дорожного движения и объезжать препятствия. Они оснащены системой автономного управления, которая позволяет им планировать маршрут с учетом действий других участников движения. В системе предусмотрено несколько уровней автономности:
Нулевой уровень – беспилотный режим отключен, автомобилем управляет водитель
Первый уровень – круиз-контроль, где водитель управляет машиной, а высокие технологии помогают в процессах торможения или на вхождениях в повороты
Второй уровень – адаптивный круиз-контроль, который может одновременно помогать при торможении, поворотах, наборе скорости
Третий уровень – автомобиль самостоятельно едет по автобану
Четвертый уровень – автомобиль практически едет без участия водителя, но последний должен быть готов в любой момент включиться в процесс управления
Программа с помощью датчиков анализирует обстановку на дороге и на основе этого выстраивает маршрут. Автомобиль ездит только по правилам, и если дорожная ситуация требует нарушить ПДД, то он не двинется с места. Беспилотные такси Яндекса уже несколько лет ездят в тестовом режиме в столичном районе Ясенево. За это время они намотали сотни тысяч километров, обучаясь и развиваясь. Эти автомобили не требуют подключения к интернету или GPS для навигации, поскольку используют комбинацию систем камер, LIDAR и радаров для построения маршрута и безопасного передвижения.
Важно отметить, что на водительском месте всегда находится водитель-испытатель для контроля безопасности, ведь как мы уже сказали, уровень интеллекта данных автомобилей не отличается стопроцентной надежностью. И не стоит ожидать, что в ближайшие несколько лет автомобили будут самостоятельно развозить пассажиров без участия человека.
Поэтому работа водителем такси будет актуальной еще долгое время. А если вы хотите арендовать авто для работы в такси в Красноярске, то предлагаем вам взглянуть на наши автомобили, например на Chery Arrizo 8 или Skoda Rapid 2021 года с АКПП.